Поминальные суеверия

С давних времен тема смерти была окутана множеством тайн и примет. Это касалось как самого погребального обряда, так и поминок. Какие-то суеверия отжили свое, оставшись в прошлом, какие-то живы по сей день.

В этой статье рассмотрим самые распространенные суеверия, связанные с поминальным обрядом.

За покойных пьют, не чокаясь. Это, пожалуй, самая широко известная традиция, которая уходит корнями в далекое прошлое. Во время любых застолий, если поднимают рюмки за тех, кого нет в живых, то чокаться не принято. Этот обычай связан с тем, что на Руси прикосновением стаканов боялись разнести, «разлить» горе по всем, кто собрался за поминальным столом. Кроме того, звон бокалов или рюмок мог потревожить покой новопреставленного.

С алкоголем на поминках связано еще одно суеверие, менее распространенное и давно забытое. Считалось, что те, кто злоупотребил спиртным за поминальной трапезой, навлекли беду на своих детей. Примета гласит, что дети тех, кто не знал меры, выпивая на поминках, станут алкоголиками.

Воспоминания и слова о покойном должны быть добрыми. Традиция говорить об умерших только хорошее жива по сей день. Она поддерживается православной верой в то, что слова об усопшем, произнесенные близкими, молитвы, вознесенные ими, имеют огромное значение для души на ее посмертном пути. На том свете только молитвы родных могут помочь усопшим.

Раньше поминки на Руси собирались в доме покойного, там, где живет его семья. Перед днем похорон было необходимо провести уборку, вымести все углы. При этом пол должен был подметать человек, который не является родственником усопшему. Для этого используют новый веник и совок, которые потом не оставляют дома.

До того, как Петр I привез из Европы другие столовые приборы, на Руси ели только ложками. Традиция есть на поминках, обходясь без вилок и ножей сохранялась очень долгое время, вплоть до конца XX века. В этом обычае есть и суеверная, и практическая составляющая. Считалось, что острыми предметами можно исколоть душу покойного, вилка, напоминающая дьявольский хвост — неподходящий предмет за поминальным столом. Кроме того, в давние времена делили наследство сразу после похорон, из-за чего могли возникнуть жаркие споры. Поэтому колюще-режущих предметов старались избегать.

Ложки с поминального стола иногда забирали с собой. На сороковину раздавали сорока гостям 40 ложек. Считалось, что ложка помогает сохранить добрые слова, сказанные об усопшем на поминках. А люди, потребляя пищу этими ложками у себя дома, будут вспоминать покойного.

При этом считалось плохой приметой — одалживать стулья, тарелки и прочую утварь соседям, если у них проходят поминки. Таким образом можно было навлечь беду на свой дом. По той же причине, чтобы не накликать беду, возвращаясь с поминок, не заходят в гости.

Еще одно суеверие, связанное с поминками, касается беременных. Считалось, что женщинам, ждущим ребенка, нечего делать на поминках, похоронах, да и на кладбище, это может навлечь беду. В этом есть практический смысл, женщинам в положении противопоказаны сильные переживания, а на траурных мероприятиях царит атмосфера горя и скорби.

Часть суеверий связано с поминальной едой. На Руси принято оставлять еду на кладбище: конфеты, яблоки, пирожки, пасхальные куличи и яйца. Забрать еду с кладбища, а уж тем более съесть считается плохой приметой. С точки зрения мистики — это еда для покойных, а с более приземленной точки зрения, понятно, что эти яства для нищих, которые не могут найти иного способа прокормиться.

Это касается только еды, оставленной на кладбище. Кушанья, оставшиеся после поминальной трапезы, наоборот, принято раздавать собравшимся, выкидывать их считается плохой приметой. Если гости забирают домой такую еду, они еще раз помянут покойного, что, безусловно, хорошо. Либо еду после поминок можно раздать нищим. Но если «для покойного» ставилась отдельная рюмка и тарелка, на которую клали блин, это нельзя есть ни в коем случае, плохая примета.

Часть поминальных суеверий связана с нищими. Бедные, бездомные, юродивые всегда считались связующим звеном между миром живых и миром мертвых. Верили, что они ближе к Богу, поэтому их молитва о покойном имеет большую силу. Поэтому принято давать милостыню в память о покойных, угощать нищих, прося помолиться о них.